Свод правил СП 48.13330.2022 «Организация строительства» является основным нормативным документом, регулирующим вопросы подготовки, проверки и реализации проектных решений. Он устанавливает требования к организации строительного процесса, порядку разработки проектной документации и взаимодействию участников строительства. В Воронежской области данный документ используется как ключевой норматив при проведении экспертизы проектной документации и контроле соответствия решений требованиям технических регламентов.
При проведении экспертизы проектной документации эксперты Воронежской области оценивают соответствие организационно-технических решений требованиям СП 48.13330.2022. Документ регламентирует ключевые аспекты организации строительства: структуру управления, порядок взаимодействия между участниками, последовательность выполнения работ и контроль качества. Проверка этих параметров позволяет определить, насколько проект обеспечен управляемостью и соответствует нормативным условиям производства работ.
Особое внимание уделяется наличию в проекте раздела «Проект организации строительства (ПОС)». Он должен включать календарный план, схемы размещения временных зданий и сооружений, графики движения рабочих и техники. В Воронежской области эксперты часто фиксируют случаи, когда ПОС оформлен неполно или не согласован с другими разделами проектной документации, что приводит к замечаниям и задержке согласования.
СП 48.13330.2022 требует, чтобы проектные решения обеспечивали:
В Воронежской области последний пункт имеет особое значение: регион относится к центральной климатической зоне с умеренно-континентальными условиями, требующими учёта коэффициентов зимнего периода при определении трудозатрат и сроков работ. Эксперты проверяют, чтобы в ПОС были предусмотрены меры по противогололёдной защите, утеплению конструкций и поддержанию температуры в зонах монтажа бетонных элементов.
В процессе проверки проектной документации специалисты экспертных организаций сопоставляют решения, указанные в разделах архитектурно-строительной и технологической частей, с требованиями СП 48.13330.2022. Если обнаруживается несогласованность между графиком производства работ и проектом организации строительства, документация возвращается на доработку. В большинстве случаев нарушения касаются отсутствия ссылок на расчётные нормы по безопасности труда или неправильного определения длительности подготовительного этапа.
Например, при экспертизе проекта реконструкции транспортной развязки в Воронеже в 2024 году было выявлено, что календарный график не учитывает сроки поставки металлоконструкций. После корректировки графика и согласования с подрядчиком замечания были сняты, а проект получил положительное заключение.